О том как получить хорошее образование и остаться жить в Германии

15-09-2013 в 15:14 0 | 3090
Фото: О том как получить хорошее образование и остаться жить в Германии
Даже в наш век «власти интеллекта» довольно не часто можно встретить человека, для которого собственное личностное развитие и освоение внутреннего потенциала является одновременно смыслом и образом жизни. Но мне, как всегда, чертовски везет: совсем недавно я познакомилась именно с такой личностью — Марией Малиновской.

Мария уже 7 лет в Германии, куда приехала, чтобы продолжить свое образование. Здесь же вышла замуж и обрела свой путь интеграции в жизнь новой страны проживания. Вот как она его определяет: «Жить и думать, как прогрессивная и успешная часть населения этой страны, быть с ней на «одной волне», «говорить ее языком». И при этом интенсифицировать свои корни, осознать ту часть себя, которая делает нас неповторимыми в этой стране…»

Согласитесь, такое определение интеграции заключается в себе архисложную задачу – стать частью интеллектуальной элиты той страны, которую человек избрал для иммиграции, сохраняя и развивая при этом свою индивидуальность. О своих исканиях, инсайтах (по-русски «внутренние озарения»), наблюдениях и находках в решении этой задачи Мария делится с читателями нашего журнала.

Итак, предлагаю Вашему вниманию ее статью

«Erfolg ist menschenbezogen» (успех зависит от личности человека) 

 

«Раскрыть свой потенциал в контексте данной страны»

Глобализация и информационные технологии сделали наш сегодняшний мир более мобильным. Для стран Европейского Союза стало возможным не просто ездить на работу в другой город, но и летать в другую страну. Все больше и наших соотечественников пользуются предоставленным шансом и едут за границу за знаниями, опытом или новой жизнью.

Из своего опыта знаю: Европа дает неимоверно много шансов для развития, причем во всех аспектах жизни. Но эти шансы для себя нужно, как уметь рассмотреть, так и правильно их использовать. Суметь мобилизовать все свои внутренние ресурсы и активировать весь свой потенциал в контексте действительности данной конкретной страны.

 

На себе пришлось убедиться в истинности того, что человек создан не для того, чтобы почивать на лаврах, а чтобы постоянно развиваться, двигаться вперед. Кроме того, сегодняшнее время диктует и свой темп – кто не идет с ним в ногу, или остановился, оказывается автоматически отброшенным назад. Европа же мне нравится именно своей богатейшей историей (в отличие от тех же США), многообразием различных культур и социально-культурных моделей жизни. И снова же, в отличие от США, как я считаю, своим более человеческим лицом. И на Украине мне встречались прекраснейшие люди, но замечательные личности на высоких и ответственных постах мне встретились впервые лишь здесь.

 

Так сложилось, что созревать как личность и строить свою самостоятельную жизнь я начала лишь с переездом в Европу (сначала Австрия, потом Германия). И жизнь действительно насыщенную, интересную и продуктивную. Другое дело, что это – титанов труд, особенно мотивировать себя каждое мгновение. Но мне и в Европе очень везло на замечательных людей, порой действительно неординарные личности, которые меня очень поддерживали, верили в меня, относились ко мне на равных и по сути и повлияли на мое дальнейшее развитие. Такие личности заражают своим оптимизмом и глобальностью мышления, своей интеллектуальностью и креативностью, но прежде всего своим умением на первое место ставить не доход, а человека, и человека не самого по себе, а как органичной части окружающего его мира. «Думайте о возвышенном и возвышенное станет вашим уделом».

 

Поэтому для меня успешная интеграция означает именно жить и думать, как прогрессивная и успешная часть населения этой страны, быть с ней на «одной волне», «говорить ее языком». И при этом интенсифицировать свои корни, осознать ту часть себя, которая делает нас неповторимыми в этой стране, привнести в свою жизнь самые лучшие наработки своей культуры, обогащая и себя, и свое «иностранное» окружение. Потому что без этого человек просто ассимилируется, растворяясь и постепенно теряя себя в новой среде. Стоит также и помнить, что по поступкам отдельного человека оценивается целая нация!

 

«Ищу жену со славянскими корнями и культурой»

Приведу пример. Мне нередко встречались немцы и австрийцы, которые целенаправленно искали жену со «славянскими» корнями и культурой (с позволения, обобщу этим словом все нации бывшего СССР, включая и страны бывшего соц.блока ), потому что видели на примере своих друзей, каковы такие женщины в семье и вообще в отношении к жизни и другим. Справедливости ради, должна заметить, что ищут в основном из уже проживающих в Европе, которые интегрировались, и не потому что так дешевле, а именно потому, что они уже «вписались» в местную жизнь (прошу заметить, не в жизнь местной русской общины!!), причем работа и уровень заработка не играет роли — важен сам факт наличия трудовой деятельности и умение организовывать свою жизнь.

 

Кто это осознал, ищет именно такую женщину (прошу заметить, готов ездить в своих поисках, как минимум, по всей стране), и готов предоставить ей все, что имеет и может! Это ответ всем тем, кто жалуется, что немцы/австрийцы все как один требуют от жены расходы делить пополам. Конечно, и такие имеются, и нередко именно среди тех, кто зарабатывает выше среднего, и, кстати, не только по отношению к иностранкам. А есть и такие, которые хорошо зарабатывают и все равно из экономии (!) женятся, например, на москвичках (по представлению многих, москвички — это «новые» русские, и денег у них — куры не клюют).

 

Но, положа руку на сердце, есть и немало «славянских» женщин, которые готовы просто приехать со своими иллюзиями на все готовое, с претензиями к мужу, государству и всем другим, только не к себе — короче «со своим (часто ничем не обоснованным) уставом в чужой монастырь». Здесь внутренний конфликт уже запрограммирован и тем более важной становится последующая внутренняя работа в рамках таких браков.

 

Квалификация квалификации рознь

В данной статье мне хотелось бы осветить тему профессионального образования и развития в Германии. Все большее количество людей едет в Европу по учебе или по контракту. Однако не всем удается в последующем остаться и хорошо устроиться в Европе, по крайней мере, не всегда с первого раза. Понятие «специалист» и «квалификация» здесь имеют несколько другое содержание, чем, например, в современной Украине или России. И чем выше квалификация и положение в профессиональной иерархии, тем заметнее эта разница. Именно об этой категории высококвалифицированных специалистов мне и хотелось бы поговорить. Потому что получатели социальной помощи и представители «обычных» профессий, на мой взгляд, более-менее одинаковы везде, за исключением национальных и местных особенностей (или просто человеческих). И еще потому, что это наверняка не та категория населения, к которой хотел бы примкнуть окончательно специалист-иностранец.

 

Сама я после окончания факультета по международному праву в Киевском университете и проработав в Украине юристом 2,5 года, решилась приехать в Европу, видя для себя на Украине лишь самые безрадостные перспективы. Выучив за 1,5 года немецкий с практически «нуля» до уровня С2 (но на очень качественной академической базе английского – огромное спасибо моему университетскому преподавателю английского!!), я окончила магистерскую программу по европейскому праву и прошла стажировку в одной международной правовой фирме в Мюнхене.

 

Дальше пришел застой. С одной стороны, мое украинское образование не давало мне право работать полноправным юристом в Германии, с другой стороны, механизма «выравнивания» профессиональной квалификации для регламентируемых профессий, к которой относится и профессия юриста, не существовало, и нынешний наконец «выстраданный» закон о признании полученной вне ФРГ проф.квалификации не сильно на практике что-либо и поменял: необходимые механизмы по-прежнему отсутствуют, а существующие программы не всегда оправдывают свою стоимость, потому как для некоторых профессий (а именно получение права быть носителем определенной должности/профессии) по-прежнему требуется прохождение прописанной законом процедуры. Иначе можно так и проработать на должности ассистента врача/юриста с соответствующим окладом по должности, фактически выполняя работу главврача/ведущего юриста. Незнание своих прав не освобождает от последствий…

 

«Структура профессионального рынка намного объемнее и многограннее»

Следует добавить, что и классическим юристом в Германии работать мне к тому времени уже не очень-то и хотелось. Но и других альтернатив я на тот момент тоже еще не видела. То, чем я занимаюсь сейчас, лично для меня все еще недостаточно и не приносит желанного внутреннего удовлетворения. С осознанием всего этого начался длительный путь поиска себя. Я познакомилась с такими понятиями, как «unterqualifiziert» («недостаточно квалифицирован»), «überqualifiziert» («чрезмерно квалифицирован), и «sich tot zu qualifizieren» — в смысле «заучиться до смерти» (образно выражаясь) на разных программах и курсах повышения квалификации и все равно не иметь нужной квалификации. Посетив многочисленные консультации, переработав массу официальной информации и публикаций в СМИ, пообщавшись с «живым» народом (именно необычные пути достижения желаемого — у каждого в отдельности свой — вдохновляют больше всего), проанализировав все услышанное и узнанное, я внезапно увидела, сколько возможностей существует на самом деле.

 

В частности я выяснила, что в экономически сильных странах очень много профессий, о которых в России или Украине и слыхом не слыхали — сама структура профессионального рынка намного объемнее и многограннее. А некоторые профессии по своей сути более емкие или вообще другие, чем их российские или украинские аналоги. И при всем этом я не нашла ни одного человека, ни одного учреждения/организации, которые владели бы структурированной информацией по всему рынку в целом и могли бы дать четкие советы по моей конкретной ситуации.

 

Свой путь пришлось искать самой, по принципу «все, что нашел, все — мое». И, как оно часто бывает, именно сам путь оказался важнее цели. Сейчас я нахожусь в еще мучительном, но уже приятном процессе принятия окончательного решения! На осень-весну я планирую именно пройти отдельные курсы повышения квалификации — с целью развить предпринимательское мышление и лучше уяснить себе экономическое развитие Германии и ЕС — в дополнение к своему юридическому образованию. Надеюсь, эти навыки и знания мне помогут найти свою профессиональную стезу, чем обязательно поделюсь с читателями журнала «В загранке».

 

Осесть в другой стране

 Во время поисков своего конкретного пути я познакомилась в Интернете с Анной Шумской и ее проектом «Европа – это просто» и помогаю по информационной части в рамках данного проекта по немецкому направлению. Общение в форумах, особенно разбор конкретных ситуаций, позволили мне прочувствовать отношение и подход многих к образованию за рубежом вообще и к теме иммиграции в частности. Именно этот опыт непосредственного общения и побудил меня осветить тему становления специалиста за рубежом на примере Германии. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что уже сама манера задавать вопросы, прорабатывать уже доступную информацию (а этим утруждают себя, на удивление, далеко не многие) и освещать свою ситуацию дают очень много информации о личности человека.

 

«Здесь» и «там»

Тем, кто собирается в последующем строить свое счастливое и достойное будущее в Европе, особенно важно четко  осознать и прочувствовать эту разницу между «здесь» и «там». И чем раньше, тем лучше.

 

Одно дело, например, приехать на стажировку или магистерскую программу, подтянуть язык, ознакомиться с  некоторыми аспектами другого менталитета и деловой культуры, приобрести связи и углубить имеющиеся профессиональные знания — все это бесценно, если потом ехать назад. В таком случае и оценивается и воспринимается человек именно как специалист-иностранец, представитель другой культуры, причем один из лучших. И требования к нему другие, и отношение — на равных (при условии, что этот человек владеет в достаточной мере и культурой общения). Это, кстати, касается и специалистов с многолетними срочными контрактами — например, если в Германии работать программистом на английском, плюс  дома общаться со «славянской» семьей. Как специалист он может быть бесценен, но как субъект местного населения он может быть изолирован и ограничен только своей национальной средой.

 

Или когда семья выезжает на заработки, как одни мои знакомые, которые довольно долго жили в Италии и все заработанное на «обычной» работе (он — водитель) инвестировали в Украину, отказывая себе в Италии  во всем, кроме самого необходимого. Когда их дочери как не-гражданке Италии не разрешили идти учиться на Carabinieri (итальянская жандармерия), они окончательно решили вернуться на Украину, к родителям, к друзьям, которые и на Украине очень хорошо «поднялись» и устроились  лучше, чем эта семья в Италии.

 

Совсем другое дело, если человек остается. В таком случае он оценивается по совсем другим критериям, наравне с местными специалистами. И подход к образованию в таком случае должен быть другим, более взвешенным и обдуманным — с перспективы его конкурентоспособности и возможностей для дальнейшего профессионального развития.  Недорогая программа МВА в глубинке Германии может быть  в резюме на Украине Top (преимуществом),  но в резюме в Германии может обернуться абсолютным Flop (провалом).

 

Sabbatical Year  как этап личностного развития: до, во время с после учебы

До учебы

Мне очень понравилась опубликованное в Вашем, Светлана, журнале интервью о программе Au Pair  как о шансе личностного развития. На мой взгляд, очень верный подход! Ведь с умом подобранная и успешно и сознательно (!) осуществленная социальная программа — пожить и быть социально активным  в другой стране  в качестве Au Pair, волонтера или в пределах программ Freiwilliges Soziales Jahr (FSJ) или Work&Travel — может стать первой и важной ступенькой в процессе последующей интеграции. Даже «негативный» опыт, скорее даже именно таковой, помогает существенно переосмыслить многое и измениться в нужном направлении, в том числе, возможно, и принять сознательное решение не жить в данной конкретной стране.

 

Упомянутые программы — лишь один из аспектов характерного для развитых стран жизненного этапа, часто называемого Sabbatical Year/Sabbatjahr, Gap Year. Это — в очень обобщенной форме — период от нескольких месяцев до 1,5 года, который используется для развития или новой ориентации, в своей или другой стране (в среднем, до 30 лет).

 

Например, абитуриенты в Европе часто сознательно едут по молодежным программам  перед поступлением в ВУЗы: с целью развить чувство и приобрести опыт социальной ответственности (в резюме такой опыт часто требуется для определенных должностей или для получения стипендий на учебу или исследования, если для этого едут за границу, то еще и «подтягивают» язык и/или приобретают международные социальные связи; если еще не совсем определились с будущей профессией, или же если не получили место для учебы или проф.подготовки (в Германии система проф.подготовки хорошо развита — в университеты идут за действительно академическим образованием) — чтобы не терять время и использовать вынужденную паузу с пользой.

 

А иногда и просто с целью попутешествовать по миру и, возможно, осесть в другой стране. Положительный момент таких программ — как правило, расходы на проживание покрываются, и  инвестировать нужно лишь собственные силы и энтузиазм. Использовать такие программы исключительно с целью подзаработать, на мой взгляд, просто преступление по отношению к себе.

 

Во время учебы

Во время учебы (доступ к некоторым программам открывает только статус студента) можно поехать в другую страну — в рамках студенческого обмена (так наз. Auslandssemester) или по собственной инициативе по отдельной программе, например, во время написания дипломной работы (в качестве так наз. Free mover – список партнерских университетов можно получить в своем ВУЗе), на стажировку, языковые курсы, в летние и зимние школы, по краткосрочной волонтерской программе, на международные конференции. Такой опыт — еще один плюс в резюме. Однако нередко и более дорогое удовольствие, к тому же такие места нередко распределяются на конкурсной основе.

 

Однако и в таком случае есть возможности сократить расходы хотя бы частично. Например, следующим образом. Существует очень много различных стипендий. И их огромная часть дается только под конкретную программу/летнюю школу/конференцию. Этой особенностью можно воспользоваться и начать искать, например, со списка стипендий по желаемому направлению, и потом выбирать из этого списка мероприятие, а не наоборот. Справедливости ради стоит заметить, что по некоторым направлениям (журналистика, туризм, преподавание, языки, политология etc) существует действительно очень много программ, в то время как по другим – довольно ограниченное количество.

 

На заметку: Германия имеет довольно разветвленную  систему налоговых льгот, грамотное использование которых может значительно сократить реальные затраты на учебу и повышение квалификации и связанные с ними прямые расходы. Для иностранных студентов это будет особенно релевантно  с момента перехода в категорию «работающих».

 

После учебы

Те, кто уже имеет конкретное рабочее место, может воспользоваться Sabbatjahr, чтобы пройти курсы повышения квалификации, создать собственный проект, пройти стажировку за границей или посвятить себя исследовательской работе. В Германии есть свои особенности — о них ниже.

 

Интересно, что Дания еще в 1993 г. с целью борьбы с безработицей закрепила законодательно Sabbatjahr: тот, кто имеет постоянное рабочее место, может взять  оплачиваемый государством отпуск до 12 месяцев (с гарантией принятия обратно на работу), который использует по своему усмотрению: с целью повышения квалификации (такой «отпуск» оплачивается выше всего), по уходу за и/или для воспитания ребенка, для постройки дома, с целью просто попутешествовать или  предотвратить Burn-Out (внутреннее выгорание),  новую «всенародную» болезнь развитой Европы, -  а в это время за него работает тот, кто уже минимум один год находится без работы, что облегчает безработным возвращение в профессиональную деятельность и помогает поддерживать и повышать квалификацию. Некоторые фирмы развили на этой основе даже определенную систему — «Job-Rotation», при которой они целенаправленно направляют своих работников на курсы/программы повышения квалификации.

 

Финляндия и Нидерланды также имеют аналогичные программы, финансируемые государством. Для всех остальных стран действует правило — узнавайте у своего работодателя, возможно  он также уже использует подобную модель, хотя бы частично!

 

В Германии это пока лишь 3-5% предприятий, прежде всего международные концерны и консультативные фирмы (Beratungsfirmen). Поскольку в Германии такая схема еще не прописана законом, готовиться нужно особенно тщательно и продуманно.  Шансы на получение в этот период зарплаты (в данном случае только от  работодателя) в Германии практически равны нулю. Но если «правильно» подготовиться и договориться с работодателем, то этот период войдет в непрерывный стаж, плюс работодатель будет продолжать платить все необходимые отчисления в фонды и страховку, а также гарантирует предыдущее или ему аналогичное место работы, а не использует это как повод для увольнения. На практике такая возможность предоставляется чаще всего специалистам более высокого уровня, которые реально приносят прибыль предприятию, для повышения квалификации.

 

Сквозь тернии к звездам

«Учиться видеть страну и процессы в ней «изнутри» и объективно»

Во время учебы студентам-иностранцам я бы очень порекомендовала обязательно проходить стажировки/практику, даже если они в своем большинстве не оплачиваемые. Вообще, на мой взгляд, для студента деньги, вернее их зарабатывание, особенно в ущерб учебе, не должны входить в число важнейших приоритетов – они должны просто быть и в достаточном на данном жизненном этапе количестве. Поэтому об этом желательно максимально хорошо позаботиться заранее.

 

Для успешного же будущего гораздо важнее в такой период приобретать опыт, связи и улучшать свои знания, как языка/-ов, так и по специальности, учиться видеть страну и процессы в ней «изнутри» и объективно, а не через призму когда-то и где-то сформировавшихся представлений о ней – словом, повышать свою конкурентоспособность. Ведь работу искать придется на равных с местными.

 

Кстати, в одном из отчетов Федерального министерства образования и научных исследований Германии по профессиональной интеграции высококвалифицированных мигранток/* за 2012 г. особо выделяется, что мигрантки, получившие академическое образование за границей, чаще всего оказываются при трудоустройстве в наименее выгодном положении, поскольку они «не имели возможности во время учебы приобрести контакты, столь важные, а иногда и просто необходимые для перехода на рабочий рынок и в адекватную полученному образованию сферу деятельности».

 

Переквалификация неизбежна

На это очень прошу обратить особое внимание тех девушек и молодых женщин, которые уже эмигрировали (или только собираются), особенно по замужеству: даже если Вы имели хорошо оплачиваемую и перспективную работу у себя в стране, в Германии (как в принципе, и в любой другой стране) придется переориентироваться и, скорее всего, приобретать квалификацию, заново или дополнительно. Работать на первых порах будет возможно лишь на менее квалифицированной должности или за меньшую зарплату. Из моих знакомых в такой ситуации оказались несколько девушек.

 

Одна из них имела очень хорошую работу юриста на Украине – после замужества она долго искала работу и сначала устроилась на базисные 400-евро как Aushilfe в офисе (неквалифицированная подработка), и то благодаря прекрасному английскому. Параллельно училась заочно, но бросила. Затем снова после долгих поисков устроилась наконец в одну небольшую IT-фирму менеджером по ключевым клиентам – Key-Account Manager.

 

Другая знакомая работала в сфере недвижимости в Москве и Испании. По работе встретилась со своим мужем и после замужества переехала к нему из Испании в Германию. Спустя какое-то время она незапланированно забеременела, и сейчас, когда ребенок уже подрос, заново идет учиться, но в совсем другую сферу.

А одна моя подруга из Румынии получила юридическое образование в Бухаресте и дополнительную степень магистра в Германии, но до сир пор вот уже несколько лет „перебивается” подработками (она не вышла замуж, а получила немецкое гражданство). Она тоже меняет направление профессиональной деятельности и проходит сейчас дополнительно заочное обучение.

 

Кстати, в мае 2012 Гарвардский университет и Массачусетский технологический Институт запустили совместный проект дистанционного онлайн-обучения EdX по некоторым направлениям, а другие 16 ведущих ВУЗов США и Европы инициировали аналогичную программу Coursera. Обучение по этим так наз. Massive Open Online Course (MOOC) бесплатное, на английском, плата возможна за получение сертификата (который однако дается не от имени ведущих ВУЗов). Один очень важный аспект: прохождение таких курсов не дает права принадлежности к Alumni конкретного ВУЗа. Основная цель – доступность качественных знаний и самообразование.

 

«Престижный» ВУЗ по-немецки

Образование в Германии — не пустой звук. И на качественное образование большой спрос и, соответственно, конкурс. Большую роль играет выпускная оценка, сначала школьная (школьные медали и высокие оценки в университете могут стать пропуском в лучшие ВУЗы или при большом конкурсе на место), потом в ВУЗе (нередко выпускная оценка играет роль на протяжении всего периода профессиональной деятельности – сталкиваюсь с таким, например, для юристов и медиков).

 

Поэтому я бы практически всем, кто планирует учебу в Германии, сердечно советую максимально хорошо закончить школу и/или проучиться по возможности на «отлично» 2 года у себя в стране по желаемой специальности. Если оценка все-таки не «вытягивается», следует искать другие пути «выравнивания», и ни в коем случае не сдаваться!! Не стоит и недооценивать самоорганизацию во время учебы и умение работать самостоятельно много и эффективно.

 

Следует также помнить, что ВУЗы в Европе оцениваются не только по качеству преподавания. «Престижные» ВУЗы имеют чаще всего как средства на проведение широкомасштабных и инновационных исследований, так и обширные связи в науке, политике и промышленности, что расширяет список потенциальных работодателей. Одна моя местная знакомая-скрипачка объяснила, что высшее музыкальное образование в Мюнхене безусловно качественнее, чем в Гамбурге, но именно в Гамбурге приобретаются столь необходимые для карьеры связи.

 

Многие наверняка слышали слово Alumni. Для США и Европы – давняя традиция. Для стран бывшего соц.блока – только зарождающаяся тенденция. Alumni-Netzwerk – это (обычно закрытая) социальная сеть бывших выпускников конкретного ВУЗа. Alumni сильно влияет на стоимость учебы (особенно стоимоть Weiterbildungen – последующее повышение квалификации, особенно MBA). Чем качественее и многочисленнее такие связи и лучше положение выпускников в обществе, в промышленности и т.д., тем выше требования к поступающим и выше стоимость, даже если по своей программе обучения университет или бизнес-школа уступает некоторым другим. Поэтому желательно при выборе ВУЗа четко учитывать этот фактор.

 

Чтобы составить себе картину профессионального развития «обычного» среднестатистического юриста или врача в Германии, достаточно лишь почитать их резюме на интернет-страницах их работодателей или собственных (иногда можно найти довольно «полный» вариант).

 

«Все успеть до 30-ти лет»

Кроме того, что учеба на юридическом и медицинском факультетах в Германии очень интенсивна (далеко не только для иностранцев) и требует, я бы сказала, почти идеального знания языка, так как читать, анализировать и учить наизусть придется много, полноценное образование еще и длится долго. После в среднем 5-ти лет учебы и 2-х лет референдариата (практики) и двух сложнейших гос.экзаменов выстоявшие счастливчики-новоиспеченные юристы со сравнительно высоким баллом уже через пару лет могут наработать себе хорошую зарплату. У кого же балл не «дотянул» до желанного Vollbefridigend (10 из 18), едут в Австрию за докторской степенью, и это все успеть до 30-ти лет — почему-то сложилось именно такая практика.

 

И уж совсем замечательно еще и иметь полученную в США или Великобритании дополнительную квалификацию, опять же желательно в пределах еще текущего учебного плана ну или сразу после учебы. Студенты-медики после 6-ти лет учебы и нескольких лет специализированной практики с целью получения звания Facharzt могут идти работать в клиники, и спустя какое-то время могут наконец основать свою врачебную практику. К этому следует добавить, что очень высокий процент студентов бросает учебу (в основном немцы).

 

Внимание на этом я заостряю не с целью отпугнуть желающих учиться в Германии, а с целью именно осознанно подойти к своему выбору. Если все вышеописанное учесть заранее и уже по возможности до учебы из первых рук собрать информацию и получить представление о том, чего конкретно ожидать (а для этого можно использовать вышеописанные социальные программы), то можно сэкономить потом очень много нервов и времени, и иметь возможность заняться планированием карьеры еще во время учебы.

 

Правильный диагноз – половина лечения!

 

Секреты востребованности на немецком рынке труда

Знание языка как фактор профессиональной компетентности

Отдельная ремарка по языку. Ни для кого не секрет, что для успешной интеграции знания языка нужны идеальные. Другое дело, что под этим понятием конкретно подразумевается.

 

Несколько месяцев назад я наткнулась на отчет Федерального министерства образования и научных исследований Германии за 2012 год по интеграции на рабочем рынке высококвалифицированных мигранток в области MINT-профессий (естественные науки и техника). Особо подчеркивается необходимость владения немецким как минимум на очень хорошем уровне, даже если работа в международном концерне и рабочий язык — не немецкий. Знания языка «способствуют информационному обмену» на работе.

«Кроме того, несовершенные (unvollkommen) знания немецкого часто приравниваются к (воспринимаются как – прим. автора) профессиональной некомпетентности». В дополнение ко всему многие поделились опытом, что «акцент или неправильное использование языка ведут к приписыванию к определенной этнической группе, причем в случае западноевропейских стран такое приписывание имело более позитивную окраску, в то время как принадлежность к восточноевропейским странам оценивалась скорее негативно». Если работа предусматривает постоянное общение с клиентами, владение языком должно быть на уровне носителей языка.

 

Как обойти «языковую» проблему

Есть, однако, и возможности «обойти» данную проблему. Например, есть иностранцы(-ки), которые в разговоре делают много грамматических ошибок, но вопреки этому они наработали обширную сеть качественных контактов, как личных, так и деловых. Нередко их секрет, кроме профессионализма, -  «tolle Ausstrahlung» (особая энергетика), умение быть убедительным и заражать своими жизнелюбием и несгибаемым оптимизмом, а также «владение интонацией», логическим ударением в предложении и «удлиненными гласными»*/ (мне пришлось общаться с одной студенткой из Словакии, чей немецкий был идеальным, но чтобы понять ее, приходилось напрягаться и повторять в уме сказанное ею, к тому же говорила она как-то растянуто и громоздко).

 

Это, можно еще сказать, сочетание яркой личности с идеальным владением местного менталитета. В коммуникации важно правильно понять мысль собеседника и донести до него свою, а для этого требуется чуть больше, чем просто язык. Особенно это заметно на примере жителей южных стран и латиноамериканцев.

Спутники жизни квалифицированного специалиста

В профессиональной жизни многих различные курсы и программы повышения квалификации становятся постоянными спутниками. Их важность я особенно хорошо уяснила себе на примере двух своих знакомых.

 

Один из них работает в большом концерне инженером. Как оказалось, каждый год по результатам его работы составляется Zwischenzeugnis (промежуточная оценка деятельности) по 3(!) направлениям — собственно по специальности, по «внешней» деятельности (действия от лица предприятия перед третьими лицами) и по «внутренней» деятельности (внутри самого предприятия). И по результатам такой оценки определяются компетенции и качества, по которым в следующем году нужно посетить курсы повышения квалификации. Причем только часть расходов несет предприятие.

 

Следует также отметить, что некоторые большие банки и страховые предприятия заключили кооперативные договора с отдельными учебными учреждениями и постоянно направляют туда своих работников, особенно если работник перспективный и занимает руководящие должности. В таких случаях нередко получается дополнительно специализированное заочное образование, но на базе текущей работы, что называется berufsbegleitend. Удачно выбрать факультет для заочного образования, который бы «котировался» на рабочем рынке, еще не имея такого работодателя — целое искусство. Поэтому во время учебы, практики и подработок неплохо постоянно интересоваться такой информацией и получить Insider-Tipps.

 

Конечно, не всем нужно будет проходить по несколько семинаров в год. Конкретно такая схема затрагивает руководящий состав. Но умение планировать карьеру и вовремя повышать квалификацию требуется в наше время от практически каждого, причем независимо от страны.

 

«Типичная ошибка наших соотечественников»

Другая история — из серии «как не надо». Молодой человек из семьи высокопоставленного чиновника с двумя высшими юридическими образованиями (в России и в Германии), проработавший достаточно долгое время юристом (за небольшую зарплату, поскольку выпускной балл у него ниже среднего), чтобы получить ПМЖ в Германии, был уволен во время кризиса — несмотря на невысокую зарплату и интенсивный график. С женой-русской и двумя детьми на руках, один из которых младенец, он не смог найти новую работу по своему представлению.

 

Когда знакомые пытались ему помочь устроиться на работу, оказалось, что он умудрился после стольких лет работы в Германии остаться почти «девственно чистым» в отношении умения четко видеть немецкую действительность и адекватно оценивать свои квалификацию и возможности в ее контексте. Проще, он так и не разобрался с тем, какую конкретно пользу он может принести работодателю, кроме как выполнять порученные задания за оговоренную зарплату — типичная ошибка наших соотечественников!!

 

От него ждали идей, проектов, рациональных предложений, проявления заинтересованности, причем по сути, а он смог только предложить требование о завышенной зарплате и размытые знания по отдельным категориям. Все это было бы простительно, если бы он сделал из всего этого соответствующие выводы и занялся  целенаправленным заполнением пробелов в своей квалификации (в его случае даже уже за счет государства!!), но он ввел всех знакомых в шоковое состояние, став получателем соц. помощи…

 

Тренд на личностную компетентность

Кроме долго- и краткосрочных программ по расширению и углублению знаний по «своей» и смежных специальностях, существует еще и обширный список компетенций из области Soft Skills, которые приобретают особенную важность для руководящего состава: начиная от делового этикета (Knigge-Kurse), тренировки коммуникативных навыков и умения справляться с конфликтными ситуациями до развития креативности и умения планировать свой карьерный рост.

 

И, конечно же, огромную роль играют личные качества отдельного человека. Мне очень понравилось выражение одного очень успешного пластического хирурга «Erfolg ist menschenbezogen» (успех зависит от личности человека), который по своей натуре полон энтузиазма и настроен на рост и успех. Он достиг больших высот и признания в хирургии, но уверен, что если бы начал работать механиком (автомобили -  его вторая страсть), то и в этой области непременно добился бы успеха! Кстати, в этом репортаже проводились параллели между двумя разными категориями миллионеров — self-made, на примере истории успеха хирурга, и наследницы огромного состояния. Стоит ли упоминать, что личность этой конкретной женщины на фоне деятельного хирурга можно было выразить одной фразой – «блеклая моль», и ее образ жизни – тусклым и неинтересным…

 

Многие аспекты рабочей жизни урегулированы законом или судебными решениями — например, «присваивание»  любого даже самого незначительного предмета с рабочего места, той же самой ручки или карандаша, может стать основанием для бессрочного увольнения. Об этой «детали» нашим соотечественникам стоит помнить всегда! Потому как даже если не уволят, относиться станут с меньшим уважением. А обвиняет наш человек в таком случае всех: и мир, и судьбу, и немцев, только не самого себя.

 

Вообще, особенностью Германии (как федеральной страны, так и как члена ЕС) является многогранность профессионального мира и рабочего рынка. Несмотря на огромное количество предоставляемой официальными органами информации и наличии консультационных центров, далеко не просто разобраться во всем этом и найти свое место. Адекватная картина действительности собирается по крупицам, на основе прочитанных или увиденных материалов, конкретных примеров друзей и знакомых, или даже незнакомых, но реальных людей, личного опыта. Такие качества как открытость и гибкость жизненного подхода и мышления, любознательность, доброжелательность и добросовестность — и все это в совокупности со здоровой уверенностью в своих силах и осознании своих сильных и слабых сторон - помогают достигнуть и в «чужой» стране неимоверных высот.


На этой ноте и хотелось бы закончить и пожелать всем высоких и дерзких стремлений и огромных достижений!


Источник: В загранке

Автор: Мария Малиновская


Похожие статьи:

Правительство немецкой федеральной земли Баден-Вюртемберг решило ввести в гимназиях турецкий как иностранный язык, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Соответствующий эксперимент будет проводиться в нескольких учебных заведениях Мангейма и Штутгарта с 2015 года....
Погоня университетов и колледжей в США за студентами и слушателями толкает их на строительство дорогих общежитий, стадионов, спортзалов, фитнес-центров и других удобств. Тем не менее, такая “гонка вооружений”, в которой университеты стремятся дать студентам самое лучшее...


Комментарии (0)
Добавить комментарий