Ребекка Фокс: обучение учителей должно учитывать школьную реальность

04-11-2013 в 06:16 0 | 930
Фото: Ребекка Фокс: обучение учителей должно учитывать школьную реальность

О принципах организации обучения практикующих учителей и о том, что из американского опыта можно использовать в России, в интервью РИА Новости рассказывает профессор университета Джорджа Мэйсона (США) Ребекка Фокс.


Перед школами всего мира встают схожие проблемы, в том числе работа с детьми разных национальностей, которым приходится обучаться на неродном для них языке. Подготовка учителей и повышение их квалификации должны учитывать этот аспект. О принципах организации обучения практикующих учителей и о том, что из американского опыта можно использовать в России, в интервью РИА Новости рассказывает профессор университета Джорджа Мэйсона (США) Ребекка Фокс.

— Ребекка, как организовано обучение учителей в США?

— По окончании бакалаврской программы в университете учитель проходит профессиональную аккредитацию, проверяющую его предметные и педагогические компетенции. После этого он начинает преподавать в школе. Ситуация в стране и школе меняется достаточно быстро, так что учителя продолжают учиться уже в процессе работы. Довольно часто им требуются новые фундаментальные знания — как предметные, так и педагогические. Поэтому многие работающие учителя идут на магистерские программы. Насколько мне известно, у вас, в России, тоже существует такая практика.

— Каких знаний не хватает работающим учителям в США?

— В нашем университете существуют магистерские программы для учителей, и мы вот уже десять лет регулярно изучаем запросы наших потенциальных слушателей.

Одна из важных проблем, которая перед ними стоит, — работа с детьми из семей мигрантов.

Во-первых, часть из них недостаточно хорошо владеет английским языком, хотя учится в обычной школе. У нас предполагаются для таких детей курсы английского, и потом они, конечно, встраиваются в обычный процесс, но учителям все равно нужно учитывать их специфику. Кроме того, мы считаем важным не только учить их английскому, но и позволять им сохранять их собственную культуру и, в частности, язык. По сути, это дети-билингвы, опыта работы с ними у нас мало.

Во-вторых, всегда стоит проблема успеваемости. Есть более мотивированные ученики, есть менее мотивированные. Мы считаем, что часто проблема заключается в неумении учителя найти правильную мотивацию или способ подачи информации, подходящий конкретному ребенку. Так, в семьях эмигрантов в первом поколении часто бытуют представления об образовании, чуждые нашим американским учителям. С этими представлениями нужно эффективно работать.

Есть и проблема предметных знаний учителей. Их необходимо углублять и поддерживать.

Россия сейчас сталкивается со сходными проблемами. Мне кажется, это общемировая тенденция.

— Какие принципы организации обучения работающих учителей вам кажутся оптимальными?

— Наши исследования показывают, что учителя нуждаются в первую очередь в общении с коллегами, причем желательно организовать это общение таким образом, чтобы они могли быстро делиться с другими учителями своими проблемами. Соответственно, магистерская программа для работающих учителей должна преследовать цель создания для них профессионального сообщества. Поэтому мне представляется, что обучение работающих учителей должно быть как можно ближе к школе. Мы активно привлекаем для работы с нашими слушателями лучших школьных учителей, способных поделиться своим опытом. При обучении мы стараемся ориентировать наших слушателей на то, чтобы в дальнейшем стать менторами для других коллег.

Еще важный принцип, которого мы придерживаемся, — учитель должен стать исследователем. Мы стараемся стимулировать наших слушателей исследовать своих учеников, описывать встающие перед ними педагогические проблемы. Это стимулирует учителей лучше работать. Большую роль в наших программах играют дисциплины, призванные дать учителям исследовательские навыки.

Поскольку работающим учителям тяжело после рабочего дня еще ходить учиться, большинство программ — очно-заочные.

Представляется, что у российских учителей потребности такие же. Во всяком случае, в Институте образования Высшей школы экономики магистерские программы построены на тех же принципах. Ваш опыт преподавания мне кажется очень интересным, и кое-что мы могли тоже учесть.

— Когда речь идет именно о предметных знаниях, а не о педагогических, кто поможет учителям повысить знания в этой области?

— Мне кажется, школьным учителям стоит сразу учиться перекладывать ту информацию, которую они получают, на школьную программу. Поэтому лучше, если с предметными знаниями им будет помогать тоже школьный учитель, который сможет проконсультировать и относительно способа подачи информации. Таких учителей вполне можно найти, тем более что хороший учитель — это человек, равно хорошо владеющий педагогикой и предметными знаниями.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости


Похожие статьи:

Молодой московской учительнице Инне Завалишиной хватило несколько лет работы в столичных школах и детских садах, чтобы навсегда разочароваться в педагогическом сообществе. На свои деньги она издала книгу «Ненавижу школу». Жанр можно определить как «записки из учительской»....
Бывает, что, сам того не зная, преподаватель уже облажался перед ухмыляющимися учениками… Здесь мы приводим рассказы учителей об их худших воспоминаниях. ...


Комментарии (0)
Добавить комментарий