Ребекка Фокс: обучение учителей должно учитывать школьную реальность

04-11-2013 в 06:16 0 | 908
Фото: Ребекка Фокс: обучение учителей должно учитывать школьную реальность

О принципах организации обучения практикующих учителей и о том, что из американского опыта можно использовать в России, в интервью РИА Новости рассказывает профессор университета Джорджа Мэйсона (США) Ребекка Фокс.


Перед школами всего мира встают схожие проблемы, в том числе работа с детьми разных национальностей, которым приходится обучаться на неродном для них языке. Подготовка учителей и повышение их квалификации должны учитывать этот аспект. О принципах организации обучения практикующих учителей и о том, что из американского опыта можно использовать в России, в интервью РИА Новости рассказывает профессор университета Джорджа Мэйсона (США) Ребекка Фокс.

— Ребекка, как организовано обучение учителей в США?

— По окончании бакалаврской программы в университете учитель проходит профессиональную аккредитацию, проверяющую его предметные и педагогические компетенции. После этого он начинает преподавать в школе. Ситуация в стране и школе меняется достаточно быстро, так что учителя продолжают учиться уже в процессе работы. Довольно часто им требуются новые фундаментальные знания — как предметные, так и педагогические. Поэтому многие работающие учителя идут на магистерские программы. Насколько мне известно, у вас, в России, тоже существует такая практика.

— Каких знаний не хватает работающим учителям в США?

— В нашем университете существуют магистерские программы для учителей, и мы вот уже десять лет регулярно изучаем запросы наших потенциальных слушателей.

Одна из важных проблем, которая перед ними стоит, — работа с детьми из семей мигрантов.

Во-первых, часть из них недостаточно хорошо владеет английским языком, хотя учится в обычной школе. У нас предполагаются для таких детей курсы английского, и потом они, конечно, встраиваются в обычный процесс, но учителям все равно нужно учитывать их специфику. Кроме того, мы считаем важным не только учить их английскому, но и позволять им сохранять их собственную культуру и, в частности, язык. По сути, это дети-билингвы, опыта работы с ними у нас мало.

Во-вторых, всегда стоит проблема успеваемости. Есть более мотивированные ученики, есть менее мотивированные. Мы считаем, что часто проблема заключается в неумении учителя найти правильную мотивацию или способ подачи информации, подходящий конкретному ребенку. Так, в семьях эмигрантов в первом поколении часто бытуют представления об образовании, чуждые нашим американским учителям. С этими представлениями нужно эффективно работать.

Есть и проблема предметных знаний учителей. Их необходимо углублять и поддерживать.

Россия сейчас сталкивается со сходными проблемами. Мне кажется, это общемировая тенденция.

— Какие принципы организации обучения работающих учителей вам кажутся оптимальными?

— Наши исследования показывают, что учителя нуждаются в первую очередь в общении с коллегами, причем желательно организовать это общение таким образом, чтобы они могли быстро делиться с другими учителями своими проблемами. Соответственно, магистерская программа для работающих учителей должна преследовать цель создания для них профессионального сообщества. Поэтому мне представляется, что обучение работающих учителей должно быть как можно ближе к школе. Мы активно привлекаем для работы с нашими слушателями лучших школьных учителей, способных поделиться своим опытом. При обучении мы стараемся ориентировать наших слушателей на то, чтобы в дальнейшем стать менторами для других коллег.

Еще важный принцип, которого мы придерживаемся, — учитель должен стать исследователем. Мы стараемся стимулировать наших слушателей исследовать своих учеников, описывать встающие перед ними педагогические проблемы. Это стимулирует учителей лучше работать. Большую роль в наших программах играют дисциплины, призванные дать учителям исследовательские навыки.

Поскольку работающим учителям тяжело после рабочего дня еще ходить учиться, большинство программ — очно-заочные.

Представляется, что у российских учителей потребности такие же. Во всяком случае, в Институте образования Высшей школы экономики магистерские программы построены на тех же принципах. Ваш опыт преподавания мне кажется очень интересным, и кое-что мы могли тоже учесть.

— Когда речь идет именно о предметных знаниях, а не о педагогических, кто поможет учителям повысить знания в этой области?

— Мне кажется, школьным учителям стоит сразу учиться перекладывать ту информацию, которую они получают, на школьную программу. Поэтому лучше, если с предметными знаниями им будет помогать тоже школьный учитель, который сможет проконсультировать и относительно способа подачи информации. Таких учителей вполне можно найти, тем более что хороший учитель — это человек, равно хорошо владеющий педагогикой и предметными знаниями.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости


Похожие статьи:

Бывает, что, сам того не зная, преподаватель уже облажался перед ухмыляющимися учениками… Здесь мы приводим рассказы учителей об их худших воспоминаниях. ...
Молодой московской учительнице Инне Завалишиной хватило несколько лет работы в столичных школах и детских садах, чтобы навсегда разочароваться в педагогическом сообществе. На свои деньги она издала книгу «Ненавижу школу». Жанр можно определить как «записки из учительской»....


Комментарии (0)
Добавить комментарий