Подростковые страхи: на чем они основаны

19-07-2013 в 07:09 0 | 935
Фото: Подростковые страхи: на чем они основаны
Сегодня много говорят о том, что дети пресыщены всевозможными развлечениями и аудиовизуальными впечатлениями. Им сложно справиться с информационным потоком, который обрушивается на них с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, порождая беспокойство и психические расстройства на манер «заппинга» (быстрой смены телевизионных каналов). 



При этом наиболее уязвимыми оказываются подростки – молодые люди, которые уже вышли из детского возраста, но еще недостаточно созрели для понимания истинных жизненных ценностей. Имея и без того достаточно возрастных трудностей, они подвергаются массивной информационной атаке, которая лишает их возможности познавать свой внутренний мир, оставаться один на один с собственными переживаниями. Как результат ограниченность и духовная бедность личности, которая существует лишь при опоре на внешние раздражители. Данное предположение нашло свое подтверждение в эксперименте, проведенном психологом К. Мурашовой.
 

 

Гипотеза экспериментального исследования

 

Основная идея эксперимента заключалась в следующем: подростки настолько привыкли к тому, что существуют в пространстве, где каждую минуту свободного времени их кто-то развлекает, что попадая в ситуацию, в которой отсутствует регулятор занятости, оставаясь наедине с собой, они теряются и впадают в панику. Им чужд их внутренний мир, он пугает их своей неизвестностью.

 

Условия проекта

 

Процедура исследования заключалась в следующем: подросткам предлагалось на восемь часов отказаться от, какого бы то ни было вида коммуникации: будь то просмотр телевизора или разговор по телефону, встреча с друзьями или общение с незнакомыми людьми. По условиям проекта запрещалось использование гаджетов и других коммуникативных устройств, не разрешалось включать компьютер и слушать радио.

Другими словами, на протяжении 8 часов, ребенок должен был находиться в полной коммуникативной изоляции. При этом разрешалось читать, рисовать, лепить, вести дневник, играть в игры, ходить по улице и ездить в транспорте. В том случае, если ребенок ощущал сильный психологический дискомфорт, он должен был отказаться от продолжения испытания, при этом указав время остановки эксперимента и, по возможности, описав ощущения, которые заставили его прекратить.

 

Ход и анализ испытания

 

На участи в проекте дали свое согласие 68 подростков: 37 девушек и 31 юноша в возрасте от 12 – до 18 лет. В течение того времени, что молодые люди находились наедине с собой, они пытались всячески занять себя, при этом их фантазии хватило на то, чтобы:

  • читать книги и листать журналы;
  • готовить еду и есть;
  • выполнять домашнее задание;
  • слоняться по квартире;
  • разгадывать кроссворды и головоломки;
  • убирать в доме;
  • вести записи своих ощущений в дневнике;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • бродить по улицам;
  • шить и вышивать;
  • молиться;
  • кататься на качелях;
  • писать стихи;
  • играть с домашними животными;
  • мыться.

 

Некоторые пытались хитрить: ходили в магазин, считая, что продавцы не относятся к объектам коммуникации. Многие ребята в определенный момент пытались лечь спать, но то психическое напряжение, которое они испытывали не дало им возможности заснуть.


Практически все подростки отмечали, что с легкостью согласились на проведение эксперимента, не подозревая о том, какие сложности скрываются за этим. Первых 2 часа ребята фиксировали приподнятое настроение, которое было следствием новизны ситуации, интереса к происходящему и радости от возможности побыть наедине с собой и спокойно подумать. Однако третий час дался легко только 10 испытуемым, остальные же начали испытывать серьезный дискомфорт. В итоге подавляющее большинство участников (58 подростков) не выдержало и половины назначенного времени. 5 часов смогли находиться наедине с собой 7 человек. А выдержать все 8 часов испытания смогли только трое ребят.


Причина, по которой молодые люди отказывались от дальнейшего проведение эксперимента, у большинства звучала одинаково: «нет больше сил терпеть одиночество», «ощущение того, что сейчас взорвется голова». Многие ребята жаловались на головокружение, тошноту, боль в груди и животе, потливость. Практически все испытывали психологический дискомфорт: страх и нарастающую панику. Трое ребят рассказали о том, что на определенном этапе их стали преследовать суицидальные мысли, и они решили прекратить эксперимент.


По окончанию испытания подростки сразу же попытались заполнить образовавшийся в результате одиночества коммуникативный вакуум. Одни включили компьютер и начали общаться в соцсетях, другие стали звонить друзьям и родителям, третьи пошли на улицу, чтобы встретиться с приятелями, и практически все включили музыку или одели наушники.


При этом ребята говорили о том, что страх и паника после решения прекратить участие в проекте исчезали, и многие готовы были пройти испытание через какое-то время вновь. Молодые люди признавали, что это был полезный опыт самопознания, и искренне удивлялись тем мыслям и чувствам, которые пережили за время одиночества.


На фоне практически одинакового сценария прохождения испытания подростками, возникает вопрос: как же трое участников смогли продержаться 8 часов. При этом ничего особенного ребята не предпринимали так, один из юношей в течение всего времени собирал и клеил модель парусного судна, делая перерывы на прогулку с собакой и еду. Второй пересаживал цветы и разбирал свои коллекции. Оба подростка отметили, что не испытывали психологического дискомфорта и смогли бы пройти испытание вновь. Девушка же, которой удалось довести эксперимент до конца, вела на протяжении всего времени дневник, и те ощущения и переживания, которые она в нем записала, заставили психолога вздрогнуть.

 

Резюме

 

Таким образом, гипотеза эксперимента подтвердилась на 96%. И предположение о том, что подростки бояться оставаться наедине с собой, не в состоянии познать свой внутренний мир и личностно развиваться, можно считать подтвержденным фактом. Причиной тому является социальная среда, в которой живет и воспитывается современная молодежь, она в корне отличается от той, в которой жили и воспитывались их родители и педагоги. Подростки меньше думают о профессиональной реализации, практически не ведут активный образ жизни, понятия «творить» и «познавать» им чужды. Духовными ценностями современной молодежи являются материальная стабильность, уверенность в себе и обеспеченная семейная жизнь. Пытаться изменить это мировоззрение, все равно, что сражаться с ветряными мельницами: движение есть, а результат нулевой.

Старшему поколению это сложно понять, а значит необходимо принять как издержки ХХР† века. И, конечно, уделять этим темам, больше внимания, раскрывая в них причинно - следственные связи и жизненные закономерности. И помните слова великого французского философы Блеза Паскаля: «Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому и считаем, что они переменились».

Источник


Похожие статьи:

Простые советы достижения успеха, следуйте им и все получится! ну… хотя бы попробуйте!...
Бояться чего-либо в жизни вполне нормально. Так мы привыкли считать, хотя многие психологи сейчас же стали бы нас убеждать в обратном. В их словах есть немало разумного. Возьмём хотя бы утверждение о том, что бояться нужно не проблемы, а самого чувства страха. Ведь проблема может быть только в нашей голове, а в реальности её нет, или пока что нет, или она не настолько глобальна. О парализующем воздействии страха мы все знаем непонаслышке. Именно он нередко становится причиной наших неудач. В том числе и на экзаменах. Давайте попробуем со...


Комментарии (0)
Добавить комментарий