Московские власти начинают эксперимент по обучению старшеклассников в вузах

28-08-2013 в 18:44 0 | 759
Фото: Московские власти начинают эксперимент по обучению старшеклассников в вузах
В столице стартует пилотный проект по созданию предуниверсариев – выпускных классов школ в составе ведущих вузов страны. Цель проекта — совместить школу и подготовительные курсы в вуз. С нового учебного года около 700 московских старшеклассников будут учиться по «усиленной» программе у университетских профессоров в стенах вузов. Но поступать в вузы выпускники предуниверсариев должны будут на общих основаниях.

В столице стартует пилотный проект по организации профильного обучения старшеклассников в федеральных вузах. В будущих предуниверсариях старшеклассники будут проходить всю обязательную школьную программу плюс курсы, связанные с будущей специальностью.
 
«Мы договорились с ректорами о проведении такого эксперимента — создании при вузах 10–11-х классов, где они могут получить, с одной стороны, полноценное образование, с другой — подготовиться к поступлению в конкретный вуз», — рассказал на заседании городского правительства во вторник врио мэра Сергей Собянин.
 
По словам и. о. руководителя департамента образования Исаака Калины, сейчас у большинства старшеклассников рабочий день состоит из двух частей: первую половину дня они проводят в школе, вторую — учатся на платных курсах в вузе.
 
Поэтому цель рассчитанного на четыре года пилотного проекта — совместить в одном месте школу и подготовительные курсы в вуз.
 
«Пока мы будем работать в пилотном режиме, а дальше, конечно, количество вузов увеличится. Старшеклассники и их родители проявляют к проекту большой интерес. Мы провели через личные кабинеты старшеклассников опросы, и 11 тыс. учащихся сказали, что если бы были такие лицеи в составе университетов, они перешли бы учиться туда», — рассказал руководитель департамента.
 
При этом, уверен Калина, конкуренция между предуниверсариями и традиционными школами будет мотивировать их к повышению качества образования.
 
Прием школьников на обучение в рамках проекта будет осуществляться на конкурсной основе: отбора по результатам ГИА (государственной итоговой аттестации за 9-й класс) и собеседования. Финансирование предуниверсариев будет осуществляться за счет бюджета Москвы по единым нормативам (123 тыс. рублей в год, как в обычных городских школах), однако преподавать в них будут сотрудники университета.
 
При этом при дальнейшем поступлении в вуз никаких привилегий для учеников предуниверсариев не предполагается.
 
С начала нового учебного года за школьные парты в стенах вузов сядет 671 московский старшеклассник, рассказал Калина. Профильные классы уже открыли ВШЭ, Московский государственный университет путей сообщения, МИФИ, РГГУ. Всего же возможность открытия старших классов школ прорабатывается с ректорами 40 лучших федеральных вузов. В частности, по информации пресс-службы МГТУ им. Баумана, предуниверсарий при университете планируется открыть 1 сентября 2014 года на базе физико-математических лицеев № 1580 и 1581.
 
Как рассказал Калина «Газете.Ru», отличие вновь создаваемых профильных классов от давно существующих при вузах лицеев заключается в том, что они являются подразделениями самих университетов.
 
«Когда-то давно существовало двойное соучредительство, например, учредителем школы могли быть город Москва и федеральный университет, но сейчас это категорически запрещено, — объяснил руководитель департамента. — И сейчас, к примеру, лицей при МГТУ им. Баумана — учреждение департамента образования, юридически и финансово отношения к вузу не имеющее. Слава богу, что удается сохранять хорошие традиции, но отношения эти я бы назвал товарищескими, поскольку юридической силы они не имеют. Теперь же мы открываем классы юридически в составе университетов и берем обязательства по финансированию на себя. Такой вот совместный проект в интересах московских выпускников».
 
Как рассказал «Газете.Ru» участвовавший в разработке программы предуниверсария профессор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Илья Слободчиков, поскольку пока речь идет только об эксперименте, в нынешнем году университет принимал старшеклассников без особого отбора. Поэтому первый месяц учебы для них будет связан с «диагностической работой» — предметной и психологической, так как «надо понять уровень подготовки детей и после этого выстраивать работу». При этом в предуниверсарии в отличие от лицея при РГГУ у учеников будет возможность полного погружения в университетскую среду, говорит он — уроки будут проходить в университетских корпусах, а вести их доверят лучшим вузовским преподавателям.
 
Отличительной особенностью программы РГГУ Слободчиков назвал основательную психологическую подготовку. «Мы собираемся осуществить то, о чем уже давно и много говорят, — психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика», — отмечает он. Что касается учебной программы, то в ней, по словам Слободчикова, будет сделан упор на филологический профиль в «самом широком смысле». В частности, предполагается изучение латыни. «Непрофильные» предметы также будут преподавать профессора вуза.
 
«Конечно, мы настроены на то, что растим абитуриентов для себя, но, как любая школа, будем готовить их к ЕГЭ по полной программе», — отмечает профессор.
 
По словам председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, поддерживающего московскую инициативу, его беспокоит пассивность других субъектов Федерации. «Разрыв между уровнем школьного образования и требованиями вузов очень велик, — говорит эксперт. — И только там, где создаются школы при вузах, этот разрыв становится минимальным. Москва сейчас идет вперед семимильными шагами, и все больше российских абитуриентов попадают в неравные условия».
 
Кроме того, по его мнению, у вузов неизбежно возникнет желание оставить у себя своих выпускников-школьников уже в качестве студентов. «Такое желание есть и сейчас: вузы стараются принимать абитуриентов, которых они подтянули до своего уровня на подготовительных курсах, — считает Панин. — Лазеек для этого в существующей процедуре зачисления полно. Думаю, что и впредь вузы будут использовать какую-либо из известных форм. А в случае ужесточения требований, например к целевому набору, пойдут по какому-либо другому сценарию».
 
 

Похожие статьи:

Молодой московской учительнице Инне Завалишиной хватило несколько лет работы в столичных школах и детских садах, чтобы навсегда разочароваться в педагогическом сообществе. На свои деньги она издала книгу «Ненавижу школу». Жанр можно определить как «записки из учительской»....
Среди выносимых на обсуждение предложений - увеличение числа организаций, проводящих экспертизы школьных учебников, и формирование списка учебников с учетом срока действия образовательного стандарта и срока износа книг....


Комментарии (0)
Добавить комментарий